[Devel] LINUX на Etersoft

Evgeny Sinelnikov sin на etersoft.ru
Ср Май 4 16:03:48 MSD 2011

4 мая 2011 г. 14:28 пользователь Константин Кондратюк
<kondratyuk на etersoft.ru> написал:
> Всем привет!
>
> Всё чаще возникает вопрос, почему у нас нет своего (актуального)
> дистрибутива.

Дистрибутива, как установочного диска или как набора настроек? Это
очень важно. Так ли существенно вести речь о своём дистрибутиве, если
требуется запускать две-три программы?

> На форумах новички хотят использовать готовые решения и не мучиться с
> установкой. Вынужден признавать, что единственным решением, с помощью
> которого можно поднять терминальный сервер "из коробки", является
> дистрибутив LinuxWizard (тьфу, но это так).

Ты уверен, что эта задача актуальна? Я имею в виду OEM решения? Если
да, то как должен выглядеть идеальный вариант для терминального
сервера "из коробки"? Какими характеристиками он должен обладать,
чтобы мы получили конкурентное преимущество?

> Клиенты часто спрашивают, на чём проще внедрять и сопровождать наши решения.
> Мы советуем альт и убунту, а потом долго ковыряемся, помогая им поставить
> пакеты.

Для наших решений, в смысле поставить и настроить wine, свой
дистрибутив не нужен. Над Ubuntu корпят тысячи людей, что мы можем
сделать лучше? Если наш дистрибутив будет на основе альта, то какими
силами мы его улучшим?

В Windows есть не особо тривиальная вещь, которую вынуждены повторять
многие поставщики ПО. Это инсталяторы. Инсталяторы - это программы,
которые запускаются и устанавливают другие программы. Чтобы "проще
внедрять и сопровождать наши решения", в смысле Wine, нам нужны
нормальные инсталяторы и верификаторы систем.

> Когда нам заказывают внедрение, мы выбираем между сизифом и убунтой, в итоге
> ставим клиенту убунту вместо того, чтобы рекомендовать свой дистрибутив и
> работать на нём.

Вот ещё бы написать GUI-приложение, которое выполняет настройку и
установку внедрений в два, три клика мышью, и нам свой дистрибутив не
понадобиться.

Но, поскольку, внедрения пойдут быстрее появится возможность
продублировать это решение и для альтов.

> Вопросы об обновлении нашего LINUX на Etersoft задаются всё чаще. Хотелось бы
> понять, насколько мы готовы сделать дистрибутив на базе 6.0, снабдить своими
> продуктами, скриптами и брендингом и рекомендовать пользователям к
> установке.
>
> За поддержку своего дистрибутива уже можно брать деньги.

Я этот вопрос прорабатывал неоднократно. И пришёл в одному, главному,
выводу. Нужны не дистрибутивы, а решения. В идеале, нам вообще не
нужно делать дистрибутив. В идеале, нам нужно делать обновления, к
некой базовой системе. В идеале, чтобы базовой системой занимались не
мы, в ALT Linux Team (при нашем участии, конечно).

Это, в идеале. Способны ли мы этот идеал осуществить сразу или нет,
существенно зависит от требований. Прежде, чем начинать работу на
дистрибутивом или набором обновлений. Чёткий, выверенный набор целей,
которые необходимо реализовать под конкретную задачу необходим прежде
всего.

> Вопросы:
>
> 1. Сколько времени и сил нужно на это выделить?

Это зависит от вариантов, которые я указал выше. Подавляющая часть
времени у меня тратилась на то, в чтобы сформировать образ на
постоянно укатывающихся по именам и настройкам пакетах.

> 2. Кто займётся?

Я был бы рад этим заняться, но сначала нужно уточнить для какой
задачи. Мысль о том, что у нас нет готового решения, не даёт мне покоя
уже очень давно. Неуверенность в том, как же должно быть всё
организовано, непонимание важных вопросов того "а как же оно вообще
работает" и спроектировано ли вообще чтобы работать так, как этого
ожидают пользователи, всегда ставило меня в тупик.

> 3. Что объективно мешает?

Отсутствие общего понимания, а что же нам требуется. От сюда и нет
реальной оценки времени.

Ситуация складывается печально, когда выясняется, что, для кому-то
может показаться, что "всё" уже где-то сделано и достаточно
разобраться и внедрить, а у меня, например, это это "всё" выглядит,
как набор "костылей".

Объясняю свой набор критериев. Если время долгосрочной поддержки
кого-либо решения оценивается мной, как неприемлемое, то любое такое
решение, я склонен назвать "костылём". Либо мы делаем свой инсталятор,
либо мы вносим правки в ALT Linux. Либо мы делаем свой механизм
настройки системы, либо мы используем alterator.

Инсталятор и система настройки - два основных механизма, которые нам
потребуются для своего дистрибутива. Хотя, возвращусь, в идеале,
необходимо создавать решения на системе, где не требуется ни то, ни
другое, где всё это подготовлено. Таких идеальных систем у нас пока
нет.

И есть два стратегических пути - помогать сделать необходимую базовую
среду (минималистичный инсталятор и нормальный интерфейс для
управления системой) ALT в Сизифе или создавать эту среду
самостоятельно. Промежуточный вариант состоит в том, чтобы
использовать текущую среду из ALT Linux и продумывать свою.

Промежуточный вариант - самый быстрый, но в перспективе довольно неопределённый.